Адрес: Ярославская обл., с.Курба

Проезд автомобилем: от Москвы по Ярославскому шоссе до пересечения с дорогой "Гаврилов-Ям - Тутаев", съехать направо, развернуться, далее 24 км до Курбы.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба построена в 1770 году. Выдающийся памятник храмовой архитектуры виден издалека с дороги и сразу приковывает к себе внимание.

Возможно, как раз с подачи тогдашних хозяев села Нарышкиных он и приобрел любимые этой семьей черты барокко, придавшие ему в сочетании с необычной 16-лепестковой формой и чертами ярославской архитектуры планировки неповторимую уникальность. Второй ярус храма – значительно ýже, это невысокий четверик, на который поставлен купол с пятиглавием, также оригинальной формы.

В ряде источников утверждается, что Казанская церковь построена на месте деревянной Пятницкой церкви, но это не совсем так. Журнал «Москвитянин» от 1852 года пишет об этом так: «Она (Казанская церковь) построена в начале XVIII века, вместо бывшей деревянной во имя великомученицы Параскевы, место которой и доныне видно на юг от Воскресенской церкви (там поставлена кирпичная часовня)». Сейчас к югу от Воскресенской церкви часовни нет, зато есть часовня к северу от храмового комплекса.

Еще одно замечательное украшение Курбы, видное издалека, - великолепная пятиярусная колокольня. Она по своей архитектуре перекликается со знаменитой затопленной колокольней в Калязине. Построена колокольня была в 1880-1890-х гг. в стиле классицизм, с колоннами и портиками. Венчает величественное сооружение высокий тонкий шпиль.

Древнее торговое село Курба известно с XV века, но к этому времени оно уже явно существовало не первый год и даже не первый век. Поселение на этом месте существовало еще до нашей эры. От племен меря, живших здесь много веков, Курбе досталось название, означающее «чаща».

С 1426 года Курба значится вотчиной князей Курбских, и оставалась в их владении вплоть до бегства в Литву последнего из них, знаменитого сподвижника Ивана IV Грозного по Избранной Раде, князя Андрея Михайловича, в 1563 году. После царской опалы село, естественно, отошло в государеву казну, отдавалось во владение различным «государевым людям», а с 1743 года часть села оказалась во владении Нарышкиных.

Село на большой проезжей дороге было крупным торговым центром, в нем устраивались ежегодные ярмарки, на которых главным предметом торговли был лён и льняные изделия. Процветала и культурная жизнь: в 1895 году заработала сельская библиотека, одна из первых в губернии, устраивались хоровые концерты, действовали мужское и женское земские училища, пожарная часть. Напротив храмового комплекса стоял памятник Александру II, установленный в 1911 году.

Замечательна внутренняя роспись храма. Предположительно она была выполнена в 1796-1799 гг. ярославскими мастерами, но точных данных о мастерах, расписывавших храм, нет; есть версии, что роспись делали заезжие мастера. Были найдены даже итальянские мотивы в росписи – по утверждению итальянских искусствоведов, приезжавших в школьный музей. На каждой стене изображены сцены из Ветхого и Нового Завета. Несмотря на очень тяжелое состояние храма, фрески сохранились очень неплохо. Храм также украшал резной иконостас, ныне утраченный.

В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери, Спаса Нерукотворного Образа и Николая Чудотворца. Была в храме и чудотворная икона Казанской Божией Матери, известная как Курбская. Икона была сохранена местными прихожанками, и сейчас она находится в храме соседнего села Васильевского.

В советское время в великолепном храме устроили машинно-тракторную станцию. Чтобы внутрь могла проезжать сельскохозяйственная техника, расширили проем ворот. Выхлопы машин закоптили своды храма с фресками… К счастью, через несколько лет МТС вывели из храма, поэтому фрески сохранились и не скрылись под слоем гари и машинного масла.

Сейчас храм закрыт, идет его восстановление. Для реставрации такого огромного и уникального храма требуется немало средств и времени. Действует часовня при храме.